Запорожье+38 (061) 228-41-81
МЕНЮ

«БЛОКИРОВКА» НАЛОГОВЫХ НАКЛАДНЫХ: К ЧЕМУ ПРИВЕЛА РЕФОРМА?

Как известно, с 1 марта 2018 года должна быть введена в действие новая система остановки регистрации налоговых накладных и расчётов корректировок (далее – НН/РК).

Функционирование системы мониторинга и остановки регистрации НН/РК на протяжении последнего полугода вызывало неисчисляемое количество возражений, как со стороны представителей украинского бизнеса, так и со стороны юридического сообщества.

ЗАДЕКЛАРИРОВАННАЯ БОРЬБА СО «СХЕМНЫМ» НАЛОГОВЫМ КРЕДИТОМ НИЧЕГО, КРОМЕ ПРОБЛЕМ ДОБРОСОВЕСТНЫМ ПЛАТЕЛЬЩИКАМ НАЛОГОВ, НЕ ПРИНЕСЛА.

Ещё в сентябре месяце на заседании Общественного совета и. о. Председателя ГФС господин М. Продан называл систему мониторинга «эффективной», связывая это с увеличением поступления сумм НДС в бюджет. Вместе с этим, умышленно ли или нет, было упущено несколько важных обстоятельств, позволяющих в полной мере оценить картину этой системы, которую вряд ли можно назвать эффективной с позиции плательщиков налогов.

В начале августа 2017 года юристами ЮК «Право Гарант» одними из первых был предъявлен иск о признании решения комиссии ГФС об отказе в регистрации налоговой накладной незаконным, и успешно сопровождено судебное дело.

Анализ смежных судебных дел позволяет позитивно оценить работу судебных органов, которые оперативно рассматривали подобные дела (хронология: 1-2 судебных заседания на протяжении 1 месяца с момента подачи искового заявления).

Вместе с этим, фактически признав недееспособность системы мониторинга и остановки регистрации НН/РК, что, кроме прочего, повлекло принятие Закона Украины № 2245-VIII и остановку её функционирования до 1 марта 2018 года, ГФС не останавливается в противодействии плательщикам налогов, продолжая подавать апелляционные жалобы с отсутствием какой-либо разумной мотивировки на решения судов первой инстанции. Такие жалобы имеют характер конвейерных, поскольку, несмотря на разницу в особенностях хозяйственной деятельности плательщиков налогов, номенклатуры товаров и услуг и прочего, содержание апелляционных жалоб со стороны ГФС является идентичным друг другу.

Кроме проблемы необоснованной инициации апелляционного процесса стоит отметить, также, проблему выполнения судебных решений со стороны ГФС. Не единожды подтверждённая практикой позиция ГФС: судебные решения, которые касаются регистрации налоговых накладных, будут выполнены последней только после поступления со стороны исполнительной службы соответствующего требования, что, естественно, влечёт за собой трату денежного, но, что более важно — временного ресурса со стороны налогоплательщиков. При этом, о добровольном характере выполнения судебных решений ГФС не имеет какого-либо представления.

Среди других проблем системы мониторинга и в целом регистрации налоговых накладных можно выделить, в частности:

  • мониторинг по кодам УКТ ВЭД, по которым мониторинг формально не должен осуществляться;
  • автоматическая регистрация с января 2018 года НН/РК, которые не подлежат автоматической регистрации, и наоборот – отсутствие автоматической регистрации НН/РК, которые подлежат таковой.

 

Таким образом, очевидным можно считать то, что ранее действующая система мониторинга и остановки регистрации НН/РК себя не оправдала и, более того, нанесла вред плательщикам налогов.

Анализ проекта относительно функционирования новой системы остановки регистрации НН/РК, которая, ожидаемо, должна дополнить и исправить недостатки аналогичной системы, существовавшей ранее, показывает, что таковая:

ВО-ПЕРВЫХ: не решает вопрос остановленных НН/РК, которые подлежат «автоматической» регистрации, но до сих пор не были зарегистрированы;

ВО-ВТОРЫХ: усложняет и делает более продолжительным механизм принятия решений относительно регистрации НН/РК;

В-ТРЕТЬИХ: не содержит прозрачных критериев относительно механизма признания хозяйственных операций или налогоплательщиков рисковыми и порядка обжалования такого признания;

В-ЧЕТВЕРТЫХ: не содержит механизма так называемой «автоматической» регистрации НН/РК в случае неполучения решения комиссии в установленный срок (учитывая опыт сопровождения подобных дел обоснованно можно предположить, что «автоматическая» регистрация осуществляется в ручном режиме) и содержит ряд иных недостатков, которые негативно повлияют на хозяйственную деятельность организаций реального сектора экономики.

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedIn